+7
(42359)23-7-17
692180 с.Рощино ул.Рощина 34А
Как добраться?

«О введении новых образовательных стандартов в ДОУ. Результаты и проблемы».

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Значимым моментом новых стандартов является их ориентация на результат образования и включение требований к условиям реализации образовательных программ. Это требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной  базы образования.

   Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является сложным и многоплановым процессом, включающим проведение ряда мероприятий:

- создание нормативного обеспечения;

-  финансово-экономического;

-  организационного;

-  кадрового;                                                                                                                       

-  информационного;

-  материально-технического.

   Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность этого процесса, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.  Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности образовательных учреждений, методических служб, нового содержания повышения квалификации кадров.

    Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки педагогических работников дошкольного образования интегрированного уровня,  способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в дошкольном образовательном учреждении. Среди многочисленных проблем дошкольного образования в новых социальных и культурных условиях одна из главных – это проблема его качественного изменения.

   Управление качеством дошкольного образования предполагает постановку перед коллективом реальных целей, обеспеченных необходимыми ресурсами.

   Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС

является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

    Только грамотное организационно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС технологически обеспечивает выход системы образования на новый качественный уровень её функционирования.

   В системе образования реализуется этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Прежде всего, требуются новые подходы к целеполаганию, отбору содержания образования, координации форм и методов организации образовательного процесса.

   Основная задача дошкольных учреждений состоит в том, чтобы  создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.  

   Детей в детском саду не следует учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию.  Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами необходимо играть, а не устраивать подобие уроков.  ФГОС предполагает, что вся система  общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов.   Детей  должен учить учитель начальных классов. Для педагога не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

  Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение:  не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку.

  Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования заключается в том, что образовательные организации дошкольного образования должны самостоятельно разработать и утвердить свою основную образовательную программу на основе федерального государственного образовательного стандарта   с учетом одобренной примерной основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования. 

    Деятельность в условиях введения ФГОС требует изменения сложившегося стиля работы и отказа от имеющихся стереотипов. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо учитывать компоненты взаимодействия всех участников, от которых зависит успешная реализация ФГОС. Это означает то, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в присмотре и уходе, но и в воспитании,  в обучении и развитии.    Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества, родителей и государства.

   Методическая работа  в ДОУ  заключается в том, чтобы серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта.  Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса.  

Изменения, которые  происходят в образовательном процессе  ДОУ в соответствии с требованиями Стандарта, могут быть реализованы только при грамотно выстроенном научно-методическом сопровождении всех участников образовательного процесса.

   С 01 сентября 2015 года в  МБДОУ  с. Рощино  воспитательно-образовательный процесс  регламентируется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, годовым планом работы, расписанием образовательной деятельности. Основная общеобразовательная программа МБДОУ, разработана на основании  общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программы «Детство» под редакцией  А.Г.Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и,  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155  «Об утверждении  федерального государственного образовательного  стандарта   дошкольного образования».

   Согласно современным условиям, перед МБДОУ встала задача обеспечить полноценную теоретическую и практическую подготовку педагогических работников к творческой реализации ФГОС. Все педагоги МБДОУ прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС.   При введении ФГОС дошкольного образования детским садом была организована разъяснительная работа среди педагогов и родителей (законных представителей) о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для воспитанников.

    С 2014 - 2015 учебного года наши педагоги стали  использовать новые формы организации педагогического процесса: непосредственно образовательная деятельность в виде игровой интегрированной деятельности, экспериментально-исследовательской деятельности, проектной совместной деятельности.                                                       

  Свой опыт внедрения новых форм деятельности педагоги регулярно представляют на семинарах, проходящих как на базе нашего дошкольного учреждения, так и на районном и краевом уровнях.

  В декабре 2014 года администрация и педагоги нашего МБДОУ на базе ДОУ города Дальнереченска приняли участие в межрайонном методическом семинаре – практикуме  по теме: «Методическое сопровождение педагогов ДОО в осуществлении образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО.» Заместитель заведующего по УВР Логвиненко С.Г. ознакомила присутствующих с пилотным проектом учебного плана МБДОУ, разработанного в соответствии с  ФГОС.Педагог первой квалификационной категории Галенко Т.А. поделилась опытом своей работы и представила перспективный план по средней группе в соответствии с  ФГОС.

    В мае 2015 года на базе нашего МБДОУ для педагогов дошкольных учреждений прошел районный семинар–практикум  по психологии «Психолого – педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе», а в мае 2016 года семинар – практикум «Капризы и упрямство детей». Мастер – класс провела с педагогами  района педагог – психолог Османова Н.А.

   В сентябре 2015 года  на базе нашего МБДОУ   проводился районный  семинар по теме: «Анализ внедрения ФГОС ДО». Принявшие участие руководители дошкольных учреждений  района обсудили проблемы по  внедрению  ФГОС ДО , проанализировали  «Методические рекомендации  по  использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в дошкольной организации».

   В октябре 2015 года на базе  Института Развития Образования Приморского края  проводился краевой семинар «ФГОС ДО:  первые шаги»

   Руководители и педагоги дошкольных учреждений  Красноармейского муниципального района приняли участие и поделились опытом своей работы. Так на семинаре были  представлены  видео – НОД педагогов нашего МБДОУ: Бугаевой Л.А., воспитателя высшей квалификационной категории,  по изодеятельности с элементами  исследования, Козик О.А.  по познанию (ФЭМП), Проненко Е.А.  по познавательно - исследовательской деятельности, Плехановой Н.В. по ознакомлению с художественной литературой, Галенко Т.А., воспитателя первой квалификационной категории,  по речевому развитию. Заместитель заведующего по УВР Логвиненко С.Г. выступила с учебным планом на 2015-2016  год, разработанным в соответствии с требованиями  ФГОС.

   В апреле 2016 года на базе нашего МБДОУ  проходил районный семинар – практикум для педагогов дошкольных учреждений по познавательно – исследовательской деятельности, на котором молодые педагоги представили коллегам свое видение проведения непосредственно образовательной деятельности в виде опытно-экспериментальной деятельности детей. Работу с детьми на основе игровой мотивации показали воспитатели Проненко Е.А., Козик О.А., Плотникова Ю.А.

   Наибольший интерес представляют педагогические технологии, которые в первую очередь ориентированы на развитие личности ребенка и на раскрытие его творческого потенциала. В детском саду организовано дополнительное образование в виде кружковой работы. Работа кружков проводится с учетом  интересов воспитанников и родителей, в основном это кружки художественно-эстетического направления. Дополнительные образовательные услуги в МБДОУ оказываются  бесплатно.

   В настоящее время наши педагогические работники   владеют информационными и компьютерными технологиями, проводят опытно-экспериментальную и исследовательскую работу,  проектную деятельность.

   Каждый педагог  работает над определенной темой по самообразованию,  постоянно пишет годовые аналитические отчеты, по результатам которых выстраивается вся дальнейшая работа с детьми. 

   В мае 2015 года педагоги нашего учреждения  Османова Н.А., Бугаева Л.А., Галенко Т.А. приняли участие в региональном этапе  Первого Всероссийского  конкурса «Воспитатели России».

   В феврале  2015 года  проводился  районный муниципальный конкурс «Лучшее портфолио педагога ДОУ - 2015», в котором  принимали участие 8 педагогов нашего МБДОУ, победителями стали: Черепанова Л.Н. – музыкальный руководитель (3 место, грамота) и  Галенко Т.А. – воспитатель первой квалификационной категории  (3 место, грамота). -образовательного процесса с воспитанниками.  

   

  Не первый год  педагоги МБДОУ сотрудничают с представителями  Национального парка «Удэгейская легенда».   С целью  введения регионального компонента  в образовательный процесс, совместно разработан     план мероприятий  для детей старшего дошкольного возраста. Национально-региональный компонент в МБДОУ    реализуется через   приобщение воспитанников к быту русского  и  удэгейского народов, его традициям и культуре в разных видах деятельности.

   Все педагоги  и воспитанники нашего МБДОУ      принимают активное участие в  районных,  международных, всероссийских конкурсах,   и занимают призовые места, имеют дипломы, грамоты и сертификаты. Внедрение инновационных программ и технологий способствует накоплению передового педагогического опыта, педагоги активно публикуют свои работы на профессиональных интернет-сайтах.     

   Наше учреждение  осуществляет преемственность в работе с МБОУ СОШ №  11 с целью мотивационной, психологической, физической готовности ребенка к школьному обучению.   Для осуществления данной цели составлен и утвержден совместный план работы по преемственности  МБДОУ № 19  и МБОУ СОШ    № 11, включающий сле­дующие мероприятия:

- совместные совещания, педагогические советы с участием педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей;

- взаимопосещения педагогами уроков в начальной школе и НОД в дет­ском саду;

- родительские собрания с участием учителей начальных классов;

- совместные праздники и концерты детей ДОУ и учащихся начальных классов;

- Дни открытых дверей в школе для детей подготовительной группы ДОУ (экскурсии в класс,  музей,  библиотеку и др.)

  Согласно ФГОС дошкольного образования, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать /считать /писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • готовность отвечать за свои поступки;
  • доброжелательность;
  • уважительное отношение к семье и социуму.

   То есть, основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу), а в том, чтобы научить его добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников.

  Одним из самых важных условий воспитательно-образовательного процесса является  правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

   Воспитатели каждой группы,  стараются, чтобы предметно-пространственная развивающая среда была открытой, незамкнутой системой, способной к изменению и направлена была на развитие. Предметно-пространственная  развивающая среда  в группах меняется  в соответствии с комплексно – тематическим планированием.                                                 

   В марте 2016 года проводился районный конкурс «Лучшая предметно – пространственная развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Среди  участников конкурса победителями стали педагоги: Н.И. Мулярова (1 место), Л.А. Бугаева (2 место) и  Ю.А. Швамбергер ( 2 место).

Но все- таки, частично, предметно-развивающая среда в группах не соответствует основным принципам ФГОС, многое еще предстоит сделать для того, чтобы предметно-пространственная развивающая среда стала насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  Также определенные затруднения возникают с оснащением материально –технической базы и комфортными условиями пребывания детей в ДОУ.

В этом году на оказание медицинского обслуживания была получена лицензия и оснащен   медицинский кабинет. За период 2014 – 2015 года, за счет краевой субвенции была пополнена  материально – техническая база  учреждения. В частности были приобретены: цифровое пианино, комплект музыкальных инструментов для детей,  2 комплекта мебели  для детей старших групп, канцелярские принадлежности  для подготовительных групп.

  В 2014 году за счет спонсорских средств была приобретена  мультимедийная установка, которая активно  используется при проведении непосредственно – образовательной деятельности.

  Но необходимо приобрести мебель во все остальные группы, так как мебель должна соответствовать ростовым показателям детей. Не хватает развивающих игр, для проведения  познавательной деятельности необходимо приобрести интерактивную доску, для исследовательской деятельности специальные наборы. И, конечно необходим капитальный ремонт всего детского сада.

  Особое внимание, по нашему мнению, надо всем педагогам дошкольных учреждений обратить на взаимодействие с родителями, именно взаимодействие, а не работа с родителями. Для этого рекомендуем посмотреть методические материалы на сайте ФИРО, где представлена технология разработки ООП, а также типовые (модельные) проекты положений для работы.

  Одобренной является Примерная основная образовательная программа. Она является универсальной рамочной программой для реализации ФГОС. Все авторские программы, занесенные в реестр на сайте, в том числе и программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, предлагают различные варианты ее выполнения.

  Советуем вам прочитать ПООП и ответить на вопрос, в какой степени ПООП может быть реализована в рамках программы «От рождения до школы». Если программа «От рождения до школы» в этом плане в чем-то недостаточна, то ее можно дополнить парциальными  программами, только теми которые есть в реестре на сайте ФИРО.

В заключение хочется пожелать творческих успехов всем дошкольным учреждениям и школам в наступающем учебном году!

14 Сентябрь 2016, 1599 просмотров.